Общество с ограниченной ответственностью "ЛИГА ЭКСПЕРТОВ "СПК" - Испытательная лаборатория Санитарно-Промышленного Контроля   Логотип ООО "Лига экспертов "СПК"
Производственный контроль. Аттеcтация рабочих мест. Сертификация работ по ОТ.

Адрес: 142115, Россия, Московская область, г. Подольск, ул. Правды д.13/6,
Тел./факс: (495) 416-61-32, (498) 547-52-69,
E-mail: liga@http://labspk.ru , labspk@mail.ru

 
Охрана труда. Нормативные документы
На Главную На главную Наши координаты Контактная информация    
Утвержден
постановлением
Губернатора Московской области
№ 170/2001— 03
06 ноября 2001 г.

Принят
решением Московской областной Думы
№ 20/148 от 17.10 2001 г.


 

Закон
об охране труда
в Московской области

Настоящий Закон направлен на реализацию государственной
политики в сфере охраны труда и государственного управления
охраной труда на территории Московской области в целях
отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и
здоровья в процессе их трудовой деятельности.




Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   (Ст. 1 - 2)
Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА (Ст. 3 - 23)
Глава III. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
(Ст. 24 - 26)
Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
ОХРАНЫ ТРУДА
(Ст. 27 - 28)



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Действие закона по кругу лиц

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (работников);
2) работодателей, в том числе:
— организации всех организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области (далее — организации);
— органы государственной власти Московской области;
— государственные органы Московской области, созданные для реализации отдельных функций государственного управления в Московской области;
— органы местного самоуправления Московской области;
— индивидуальных предпринимателей/ использующих наемный труд;
— граждан, заключающих трудовые договоры с работниками;
3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности в Московской области, основанной на их личном трудовом участии;
4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
5) военнослужащих, направляемых на работу в организации;
6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;
7) иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области и под юрисдикцией Российской Федераций, если, иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 2. Нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда
1. Государственные нормативные требования охраны труда (далее — требования охраны труда), содержащиеся в нормативных правовых актах Российской Федерации и в нормативных правовых актах Московской области, устанавливают правила, процедуры, критерии и нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда, разрабатываются и принимаются органами государственной власти Московской области с учетом мнения профессиональных союзов.


Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 3. Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области

Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 4. Государственное управление охраной труда на территории Московской области

Государственное управление охраной труда на территории Московской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в пределах их полномочий.

Статья 5. Полномочия Московской областной Думы в сфере охраны труда

Московская областная Дума осуществляет законодательное регулирование и контроль за соблюдением и исполнением законодательства Московской области в сфере охраны труда, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Московской области по вопросам охраны труда.

Статья 6. Полномочия Правительства Московской области в сфере охраны труда
К полномочиям Правительства Московской области в сфере охраны труда относятся:
1) реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;
2) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда;
3) рассмотрение предложений по разработке проектов областных целевых программ по охране труда, рассмотрение проектов областных целевых программ по охране труда, осуществление контроля за исполнением областных целевых программ по охране труда;
4) осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда, разработке и внедрении безопасной техники и безопасных технологий, производстве и внедрении средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
5) взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам условий и охраны труда;
6) организация государственной экспертизы условий труда в Московской области, сертификации работ по охране труда в организациях;
7) разработка предложений о расходах на охрану труда за счет средств областного бюджета;
8) иные полномочия в сфере охраны труда, определенные законодательством Российской Федераций и законодательством Московской области.

Статья 7. Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего государственное регулирование по вопросам охраны труда

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий полномочия по вопросам охраны труда:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;
2) осуществляет координацию деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам охраны труда;
3) организует разработку областных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
4) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
5) вносит в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов Московской области по условиям и охране труда;
6) осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и других государственных органов, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области;
7) вносит в Правительство Московской области предложения о средствах, направляемых на охрану труда из областного бюджета;
8) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета по охране труда Московской области;
9) организует проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области;
10) осуществляет государственную экспертизу условий труда в Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
11) осуществляет работу по созданию единой системы информационного обеспечения в сфере охраны труда;
12) участвует в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
13) осуществляет иные полномочия в сфере охраны труда в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 8. Полномочия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере охраны труда

К полномочиям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере охраны труда относятся:
1) разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, определение источников финансирования мероприятий, организация контроля за их выполнением;
2) участие в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труди;
3) мониторинг состояния и условий охраны труда в организациях;
4) участие в разработке предложений о расходах на охрану труда за счет средств областного бюджета;
5) организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях;
6) распространение передового опыта по охране труда;
7) содействие в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и организация сертификации работ по охране труда;
8) участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
9) участие в установленном порядке в организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций;
10) формирование банка нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в соответствующей отрасли;
11) доведение нормативных правовых актов по условиям и охране труда до организаций;
12) информирование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего государственное регулирование по вопросам охраны труда, о состоянии условий и охраны труда, принятых мерах по обеспечению требований охраны труда в организациях;
13) осуществление иных полномочий в сфере охраны труда в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления Московской области в сфере охраны труда

1. Органы местного самоуправления Московской области обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории муниципальных образований Московской области в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Московской области.
2. Органы местного самоуправления Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области вправе:
1) создавать и организовывать работу координационных советов муниципальных образований по охране труда;
2) участвовать в разработке и реализации областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
3) разрабатывать и утверждать программы улучшения условий и охраны труда, контролировать их выполнение;
4) определять расходы на охрану труда за счет средств бюджетов муниципальных образований;
5) разрабатывать и осуществлять меры, способствующие экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
6) координировать работу служб охраны труда организаций;
7) участвовать в проведении мониторинга соблюдения требований охраны труда в организациях, причин несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний;
8) участвовать в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
9) участвовать в организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций;
10) доводить информацию об утверждении нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, действующих на территории Московской области, до организаций;
11) содействовать обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний;
12) участвовать в проведении мониторинга обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, аттестаций рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях;
13) рассматривать обращения, в том числе обращения работодателей и работников организаций по вопросам условий труда;
14) представлять информацию по вопросам обеспечения условий и охраны труда на территории муниципального образования в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий полномочия по вопросам охраны труда;
15) организовывать проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по охране труда;
16) обеспечивать при выдаче разрешений и лицензий на отдельные виды деятельности соблюдение требований, определенных нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда;
17) организовывать взаимодействие с органами государственного надзора и контроля за охраной труда, общественными и другими организациями по вопросам охраны труда;
18) информировать население через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда;
19) осуществлять в установленном порядке проверки по соблюдению требований охраны труда;
20) запрашивать документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
21) запрашивать объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда;
22) выдавать руководителям организаций предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда, действующих на территории Московской области, по форме, установленной центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим государственное регулирование по вопросам охраны труда.
3. Для реализации полномочий в сфере охраны труда на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области службу управления охраной труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Статья 10. Обеспечение охраны труда в организациях Московской области

1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями об оказании услуг в области охраны труда.
2. Служба охраны труда в организации находится в непосредственном подчинении у работодателя.
3. На должности руководителей и специалистов по охране труда преимущественно назначаются лица, имеющие соответствующее профессиональное образование, подтвержденное присвоением установленной квалификации по охране труда. Руководители и специалисты по охране труда, не имеющие соответствующего профессионального образования, подтвержденного присвоением установленной квалификации по охране труда, в срок не позднее 30 дней после назначения на должность направляются на обучение в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Руководители и специалисты по охране труда в организации не реже одного раза в 5 лет проходят повышение квалификации по направлению «Охрана труда».
4. Организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда в Московской области, проходят уведомительную регистрацию в порядке, определяемом Правительством Московской области.
5. Для обеспечения согласованного решения вопросов охраны труда в организациях с численностью более 10 работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
6. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, обеспечивает согласованные действия работодателя и работников в сфере охраны труда по предупреждению производственного травматизма и случаев профессиональных заболеваний, проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.
7. Условия и порядок предоставления свободного от работы времени с сохранением среднего заработка членам комитетов (комиссий) по охране труда для их участия в работе указанного комитета (комиссии), а также для обучения по вопросам охраны труда предусматриваются в коллективных договорах и соглашениях.
8. В соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу, увольнение по инициативе работодателя представителей профессионального союза в создаваемых в организациях комитетах (комиссиях) по охране труда, а также уполномоченных профессионального союза по охране труда допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации. В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу, увольнение по инициативе работодателя представителей иных уполномоченных работниками представительных органов, являющихся членами комитетов (комиссий) по охране труда, допускается только с предварительного согласия комитета (комиссии).

Статье 11. Обеспечение требований в сфере условий и охраны труда при лицензировании отдельных видов деятельности

1. В целях обеспечения требований охраны труда, действующих на территории Московской области, при лицензировании отдельных видов деятельности осуществляется государственная экспертиза условий труда. Государственная экспертиза условий труда проводится Государственной экспертизой условий труда Московской области, которая вправе передать указанные полномочия органом местного самоуправления.
2. По результатам государственной экспертизы условий труда организации-соискателю лицензии в соответствии с законодательством. Российской Федерации выдается заключение Государственной экспертизы условий труда Московской области о соблюдении требований законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области по охране труда.
3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности утверждается Правительством Московской области.
4. В целях обеспечения соблюдения требований в сфере условий и охраны труда организациями, осуществляющими лицензируемые отдельные виды деятельности, Государственной экспертизой условий труда Московской области организуется контроль, проводимый при участии органов государственного надзора и профессиональных союзов.
5. При выявлении по итогам проверок фактов несоблюдения установленных требований по охране труда Государственная экспертиза условий труда Московской области с учетом мнения профессиональных союзов подготавливает предложения органам, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности, об аннулировании или приостановлении действия лицензии.

Статья 12. Социальное партнерство в сфере условий охраны труда

1. Договорное регулирование вопросов в сфере условий и охраны труда, а также согласование социально-экономических интересов работников и работодателей, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда, осуществляются в соответствии с Законом Московской области «О социальном партнёрстве в Московской области».
Московской области».
2. Обязательства сторон по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организациях предусматриваются коллективными договорами и соглашениями.

Статья 13. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:
1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, в том числе защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание, а также снижение работоспособности;
2) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) получение информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций о требованиях охраны труда, действующих в Московской области, об условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
4) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором (контрактом);
5) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
6) обучение по охране труда за счет средств работодателя;
7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований условий и охраны труда, а также в случае утраты профессиональной трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
8) запрос о проведении проверки условий * и охраны труда на его рабочем месте;
9) обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
10) участие (личное или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или случая профессионального заболевания;
11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработана время прохождения указанного медицинского осмотра (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области);
12) компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
13) предоставление по его требованию работодателем федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области, относящихся к его производственной деятельности;
14) защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.

Статья 14. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

1. Работникам гарантируется право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, действующим на территории Московской области.
2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области. В трудовом договоре (контракте) должны быть указаны характеристики условий труда, компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
3. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его Жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), а также необеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
5. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Обязанности работника по обеспечению охраны труда

В целях обеспечения требований, охраны труда работник обязан:
1) соблюдать требования охраны труда;
2) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
3) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
4) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
5) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Статья 16. Права работодателя

Работодатель имеет право:
1) требовать от работников знания и соблюдения норм, правил и инструкций по охране труда;
2) входить с предложениями в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандартов безопасности труда, норм и правил по охране труда;
3) получать информацию, методическую помощь и содействие государственных органов, органов местного самоуправлений в сфере обучения, пропаганды безопасных методов и приемов труда, в других направлениях деятельности по охране труда;
4) обжаловать решения соответствующих органов государственного управления, охраной труда, надзора и контроля в соответствующий вышестоящий орган или суд;
5) привлекать работников организаций за нарушения норм и правил по охране труда к дисциплинарной или материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае необходимости передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к административной и уголовной ответственности.
Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
2. Работодатель обязан обеспечить:
1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов
2) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;
3) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
4) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;5) наличие законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Московской области (перечень которых определяется организациями самостоятельно на основе рекомендаций центральных исполнительных органов государственной' власти Московской области), содержащих требования охраны труда, и предоставление их по требованию работникам;
6) разработку и утверждение необходимой нормативно-технической документации, в том числе стандартов предприятия системы безопасности труда, инструкций по охране труда для работников по профессиям и видам работ и других организационно-методических документов по охране труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
7) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
8) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
9) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах (в том числе с проведением лабораторных и инструментальных методов), а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
10) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
11) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
12) организацию бесплатного лечебно-профилактического питания работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
14) предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
15) беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в организации в целях проведения проверок условий и охраны труда, а также расследования несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний;
16) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные сроки;
17) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
18) расследование несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, принятие необходимых мер для устранения причин их возникновения;
19) хранение актов о случаях профессиональных заболеваний работников вместе с материалами расследования в течение 75 лет, в случае ликвидации организации акты передаются для хранения в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
20) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
21) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний;
22) ознакомление работников с требованиями охраны труда, предоставление им достоверной информации об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
3. Работодатель, применяющий труд женщин и лиц моложе 18 лет, создает для них безопасные условия труда и обеспечивает санитарно-гигиенические условия в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащим определенные ограничения по выполнению тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда.
4. Работодатель, использующий труд инвалидов, обеспечивает условия и охрану труда на рабочих местах инвалидов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, а также индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 18. Соответствие производственных объектов и продукций требованиям охраны труда

1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.
2. Определение соответствия проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов, разрабатываемых в организациях Московской области, требованиям охраны труда осуществляется при проведении государственной экспертизы условий труда и подготовке разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Порядок проведения соответствующей государственной экспертизы условий труда устанавливается Правительством Московской области.
3. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений Государственной экспертизы условий труда Московской области о соответствии проектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требованиям условий и охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
4. Принятие в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда не допускается.
5. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
6. В случае использования новых, не применявшихся в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
7. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Статья 19. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и технической документацией на используемое оборудование.
2. В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с соответствующими органом государственного надзора и контроля, профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменить один вид средств, индивидуальной защиты, предусмотренных нормами, утвержденными в установленном порядке, другим видом, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
3. В случаях, когда средства индивидуальной защиты, непосредственно предохраняющие работника от несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний, отсутствуют в типовых отраслевых нормах выдачи средств индивидуальной защиты, они выдаются работникам бесплатно на основании аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от характера выполняемых работ.
4. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 20. Медицинские осмотры работников некоторых категорий

1. Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры для определения пригодности их к работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, детских, общеобразовательных учреждений, а также некоторых других организаций, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Обязательные медицинские осмотры работников производятся за счет средств работодателя. Без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.
5. В соответствии с коллективными договорами и с согласия работника могут проводиться дополнительные медицинские осмотры по договору с лечебно-профилактической организацией.
6. В случае необходимости по решению Правительства Московской области или органов местного самоуправления Московской области на основании предложений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Московской области в отдельных организациях и их структурных подразделениях могут в соответствии с законодательством Российской Федерации вводиться дополнительные требования к проведению медицинских осмотров.

Статья 21. Обучение по охране труда

1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области.
2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которую в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
4. Обучение работников по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в организациях могут проводиться совместно с обучением и аттестацией работников по вопросам охраны труда в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Обучение работников по охране труда проводится в установленном порядке, как в самой организации, так и в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, в других организациях.
6. Затраты организации, направляющей работников на обучение по охране труда, учитываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в объемах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, реализуемых в рамках областных целевых программ и муниципальных программ, осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
3. Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 23. Аттестация рабочих мест по условиям труда

1. Организации всех организационно-правовых форм, действующие на территории Московской области, обязаны проводить аттестацию по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест.
2. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Мониторинг проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют специалисты по охране труда центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
4. Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляет Государственная экспертиза условий труда Московской области.


Глава III. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 24. Государственный надзор и контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в Московской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 25. Государственная экспертиза условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда в Московской области осуществляется Государственной экспертизой условий труда Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.Государственная экспертиза условий труда Московской области создается и функционирует в соответствии с Положением о Государственной экспертизе условий труда Московской области, утверждаемым Правительством Московской области.
2. Государственная экспертиза условий труда Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области осуществляет государственный контроль за:
1) условиями и охраной труда;
2) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
4) соответствием рабочих мест, предоставляемых для иностранных граждан и лиц без гражданства, требованиям, установленным по условиям и охране труда;
5) правильностью отнесения организаций и структурных подразделений к классу профессионального риска в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Государственная "экспертиза условий труда в Московской области осуществляется:
1) при проектировании строительства новых и реконструируемых производственных объектов;
2) при подготовке заключения об условиях труда работников, которые предшествовали наступлению несчастного случая на производстве или возникновению профессионального заболевания;
3) при проведении сертификации работ по охране труда;
4) при лицензировании отдельных видов деятельности по определению соответствия условий труда работников требованиям законов и иных нормативных правовых актов по охране труда путем подготовки соответствующих заключений;
5) при рассмотрении разногласий между работодателями и работниками по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
4. При рассмотрении судом вопроса о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения соответствующее решение принимается судом при наличии заключения Государственной экспертизы условий труда Московской области.
5. Государственная экспертиза условий труда Московской области участвует в проведении работ, связанных с определением скидок и надбавок к страховому тарифу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно (при наличии удостоверений установленного образца) посещать организаций всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Статья 26. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и в случаях профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и случаях профессиональных заболеваний;
5) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
6) осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
7) осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
8) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов, и средств производства в качестве независимых экспертов;
9) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
10) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
11) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
3. Уполномоченные (доверенные) лица, но охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 27. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении Требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года.


Губернатор Московской области
Б. В. Громов


вернуться в начало

 

 © ООО "Лига экспертов "СПК"     На Главную На главную Наши координаты Контактная информация